Главная Учителю ЕГЭ ГИА  

Основное меню

 
 

Контакты

 
krasakova@bk.ru
 

 
 

Найти: на urok-ikt.narod.ru на Яндексе

Главная / 10 класс /

Информация и информационные процессы

Использованы материалы:
Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Базовый уровень

Человек и информация

Человек и информация. Человек существует в «море» информации, он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит ее в своей памяти, анализирует с помощью мышления и обменивается информацией с другими людьми.

Человек не может жить вне общества. В процессе общения с другими людьми он передает и получает информацию в форме сообщений. Сначала использовался язык жестов, а затем появилась устная речь. В настоящее время обмен сообщениями между людьми производится с помощью сотен естественных языков (русского, английского и пр.).

Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации о природе, обществе и технике стоит перед наукой. Процесс систематического научного познания окружающего мира, в котором информация рассматривается как знания, начался с середины XV века после изобретения книгопечатания.

Информационные процессы в технике

Функционирование систем управления техническими устройствами связано с процессами приема, хранения, обработки и передачи информации. Системы управления встроены практически во всю современную бытовую технику, станки с числовым программным управлением, транспортные средства и т. д.
Системы управления могут обеспечивать функционирование технической системы по заданной программе. Например, системы программного управления обеспечивают выбор режимов стирки в стиральной машине, записи в видеомагнитофоне, обработки детали на станке с программным управлением.

В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек, в других управление осуществляет встроенный в техническое устройство микропроцессор или подключенный компьютер.

В современном информационном обществе главным ресурсом является информация, использование которой базируется на информационных и коммуникационных технологиях. Информационные и коммуникационные технологии являются совокупностью методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности

Для человека информация — это его знания.

Получение новой информации приводит к расширению знаний. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности нашего знания, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.

Сообщение информативно (т.е. содержит ненулевую информацию), если оно пополняет знания человека. Например, прогноз погоды на завтра — информативное сообщение, а сообщение о вчерашней погоде неинформативно, т.к. нам это уже известно.

Информативность одного и того же сообщения может быть разной для разных людей. Например: «2x2=4» информативно для первоклассника, изучающего таблицу умножения, и неинформативно для старшеклассника.

Количество информации - мера уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными.
Для количественного выражения количества информации необходимо ввести единицу измерения:

Бит - количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза.

Например, сообщение о получении зачета несет 1 бит информации (одно из двух возможных сообщений "зачет" или "незачет").

Количество информации, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, определяется из решения уравнения Формулы Хартли:

N = 2i

где N - количество возможных информационных сообщений,
I - количество информации, которое несет одно полученное сообщение.
Например, сообщение об отметке за экзамен (из 4 возможных вариантов - "5", "4", "3" или "2") уменьшает неопределенность в 4 раза, поэтому узнав о полученной отметке, мы получили 2 бита информации.
Т.о., чем более неопределенна первоначальная ситуация, тем больше информации мы получим при получении информационного сообщения.

Единицы измерения информации

8 бит = 1 байт
1 Кбайт (Килобайт) = 1024 байт = 210 байт
1 Мбайт (Мегабайт) = 1024 Кбайт = 210 Кбайт
1 Гбайт (Гигабайт) = 1024 Мбайт = 210 Мбайт
1 Тбайт (Терабайт) = 1024 Гбайт = 210 Гбайт
 
Задания:
1. В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере (например, выпал номер 15)?

Решение:
т.к. вытаскивание любого из шаров равновероятно, то количество информации вычисляется по формуле 2i=N, где i – количество информации, а N – количество шаров. Тогда 2i=32, отсюда I = 5 бит.

 
2. Сообщение о том в каком ряду и на каком месте находится зритель в театре, если всего 8 рядов по 16 мест, несет 7 бит информации.
Решение: 8*16=128 мест в театре; N=2i; 128=27, i = 7 бит).
 
3. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете?

Решение: Поскольку книга равновероятно может оказаться на любой из полок, то количество информации определяется по формуле: 2i=N, где i – количество информации, N=16*8=128 – количество полок. Отсюда: 2i=128, i=7 бит. 

 
4. В корзине лежат 32 клубка шерсти, из них 4 красных. Сколько бит информации несет сообщение о том, что достали клубок красной шерсти?
Решение:
– красные клубки шерсти составляют 1/8 от всех, …
– поэтому сообщение о том, что первый вынутый клубок шерсти – красный, соответствует выбору одного из 8 вариантов
– выбор 1 из 8 вариантов – это информация в 3 бита (по таблице степеней двойки)
– правильный ответ – 2.
 
5. В некоторой стране автомобильный номер длиной 7 символов составляется из заглавных букв (всего используется 26 букв) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите объем памяти, необходимый для хранения 20 автомобильных номеров.
Решение:
– всего используется 26 букв + 10 цифр = 36 символов;
– для кодирования 36 вариантов необходимо использовать 6 бит (так как 5 бит не хватит - они позволяют кодировать только 32 варианта, - а шести уже достаточно);
– таким образом, на каждый символ нужно 6 бит (минимально возможное количество бит);
– полный номер содержит 7 символов, каждый по 6 бит, поэтому на номер требуется 42 бита;
– по условию каждый номер кодируется целым числом байт (в каждом байте – 8 бит), поэтому требуется 6 байт на номер (пяти байтов не хватает, а шесть – минимально возможное количество);
– на 20 номеров нужно выделить 120 байт.
 
6. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов? (128=27, 7 бит для кодирования 1 номера, 7*70=490 бит – для кодирования 70 номеров)
 

Алфавитный подход к измерению информации

При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.
Применение алфавитного подхода удобно прежде всего при использовании технических средств работы с информацией. Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательного подхода.

Алфавит - все множество используемых в языке символов.

Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.

Мощность алфавита (N) - полное количество символов алфавита.

 Мощность русского алфавита - 33 знака, английского - 28, двоичного кода - 2 ("0" или "1"), компьютерного текста - 256.

Информационный вес символа алфавита i и мощность N алфавита связаны между собой формулой N = 2i.

Например в 32 - символьном алфавите каждый знак несет 5 бит информации.

1 символ компьютерного текста (256 знаков: русские, латинские буквы, строчные заглавные, знаки препинания, специальные знаки, пробел) равен 8 бит = 1 байту.

Информационный объем сообщения (количество информации) представленного символами  какого-либо алфавита, складывается из информационных весов составляющих его символов.

Информационный объем I сообщения равен произведению количеству K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита  I = K * i

 
Примеры:
Найти объем сообщения, содержащего 200 знаков 16-символьного алфавита.
Дано: Решение:
N = 16 N = 2i;  16=2i
K = 200 I = 4 бита
V = K * i;  V=200*4=800 бит = 100 байт
Найти:
V - ? Ответ: 100 байт
 
Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?
Дано: Решение:
V = 2250 байта К = 3*25*60 = 4500 символов в тексте
K = 3 x 25 x 60 V = K * i;  i = V / K;
i = 2250 * 8 / 4500 = 4 бита
Найти: N = 2i;  N = 24;  N = 16 символов
N - ?  
  Ответ: 16 символов
 

Рейтинг@Mail.ru

Дистанционное обучение

начальная школа
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

 

Copyright © 2011 Красакова О.Н. E-mail: krasakova@bk.ru

 
Hosted by uCoz