Каждый человек в
повседневной жизни решает большое
количество разных задач:
математических, экономических,
хозяйственных, творческих.
Разработка алгоритма –
трудоёмкая задача, требующая от
человека глубоких знаний и больших
затрат времени.
АЛГОРИТМ
– это конечная
последовательность шагов в
решении задачи, приводящая
от исходных данных к
требуемому результату.
Перед составлением
алгоритма должны быть четко
определены начальные условия
(исходные данные) и то, что
предстоит получить (конечный
результат).
Пример:
Исходные данные:
хлеб, масло, сыр.
Конечный
результат: бутерброд.
Для алгоритма
важен не только
набор действий,
но и то, в каком
порядке они
выполняются.
ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА
– это человек, животное или
устройство, способные
выполнять определенный набор
команд.
Разрабатывать
алгоритмы может
только человек.
Исполняют
алгоритмы люди и
всевозможные
устройства –
компьютеры,
роботы, станки,
спутники,
сложная бытовая
техника и даже
детские игрушки.
Формальный
исполнитель
решает задачу по
заданному
алгоритму,
строго следуя по
предписаниям
(программе) не
вникая и не
рассуждая,
почему он так
делает.
Система команд
исполнителя (СКИ) –
команды, которые способен
выполнять конкретный
исполнитель.
Формы записи алгоритмов:
словесная;
графическая (блок схемы);
в виде специальных
обозначений (например, программа для
компьютера).
Элементы блок схем:
Виды алгоритмов:
линейные;
алгоритмы с ветвлениями;
циклические алгоритмы
Линейный алгоритм –
алгоритм, в котором команды
выполняются в порядке их их
записи, то есть
последовательно друг за
другом.
Пример: Алгоритм
"Посадка саженца"
Алгоритм с ветвлениями
– форма организации
действий, при которой в
зависимости от выполнения
или невыполнения некоторого
условия совершается либо
одна, либо другая
последовательность действий.
Циклический алгоритм
– форма организации
действий, при которой
выполнение одной и той же
последовательности действий
повторяется, пока
выполняется некоторое
заранее установленное
условие.
Задание. АЛГОРИТМ
"Волк, коза, капуста" (Составить
алгоритм для решения следующей задачи)
На
берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а
рядом с ним - волк, коза и капуста.
Крестьянин должен переправиться сам и
перевезти волка, козу и капусту на другой
берег. Однако, в лодку, кроме крестьянина,
помещается либо только волк, либо коза, либо
капуста. Оставлять же волка с козой или козу
с капустой без присмотра нельзя - волк может
съесть козу, а коза - капусту. Как должен
вести себя крестьянин?