Главная Учителю ОГЭ-9 ЕГЭ-11  

Основное меню

 
 

Контакты

 
krasakova@bk.ru
 

 
 

Главная / 8 класс / Конспект

Измерение информации

Алфавитный подход к измерению информации

При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.
Применение алфавитного подхода удобно прежде всего при использовании технических средств работы с информацией. Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательного подхода.

Алфавит - все множество используемых в языке символов.

Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.

Мощность алфавита (N) - полное количество символов алфавита.

 Мощность русского алфавита - 33 знака, английского - 28, двоичного кода - 2 ("0" или "1"), компьютерного текста - 256.

Информационный вес символа алфавита i и мощность N алфавита связаны между собой формулой N = 2i.

Например в 32 - символьном алфавите каждый знак несет 5 бит информации.

1 символ компьютерного текста (256 знаков: русские, латинские буквы, строчные заглавные, знаки препинания, специальные знаки, пробел) равен 8 бит = 1 байту.

Информационный объем сообщения (количество информации) представленного символами  какого-либо алфавита, складывается из информационных весов составляющих его символов.

Информационный объем V сообщения равен произведению количеству K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита  V = K * i

Единицы измерения информации

8 бит = 1 байт
1 Кбайт (Килобайт) = 1024 байт = 210 байт
1 Мбайт (Мегабайт) = 1024 Кбайт = 210 Кбайт
1 Гбайт (Гигабайт) = 1024 Мбайт = 210 Мбайт
1 Тбайт (Терабайт) = 1024 Гбайт = 210 Гбайт
 
Примеры:
Найти объем сообщения, содержащего 200 знаков 16-символьного алфавита.
Дано: Решение:
N = 16 N = 2i;  16=2i
K = 200 I = 4 бита
V = K * i;  V=200*4=800 бит = 100 байт
Найти:
V - ? Ответ: 100 байт
 
Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?
Дано: Решение:
V = 2250 байта К = 3*25*60 = 4500 символов в тексте
K = 3 x 25 x 60 V = K * i;  i = V / K;
i = 2250 * 8 / 4500 = 4 бита
Найти: N = 2i;  N = 24;  N = 16 символов
N - ?  
  Ответ: 16 символов
 

Содержательный подход к измерению информации

Для человека информация — это знания человека.

Получение новой информации приводит к расширению знаний. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности нашего знания, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.

Сообщение информативно (т.е. содержит ненулевую информацию), если оно пополняет знания человека. Например, прогноз погоды на завтра — информативное сообщение, а сообщение о вчерашней погоде неинформативно, т.к. нам это уже известно.

Информативность одного и того же сообщения может быть разной для разных людей. Например: «2x2=4» информативно для первоклассника, изучающего таблицу умножения, и неинформативно для старшеклассника.

Количество информации - мера уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными.
Для количественного выражения количества информации необходимо ввести единицу измерения:

Бит - количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза.

Поэтому, сообщение о получении зачета несет 1 бит информации (одно из двух возможных сообщений "зачет" или "незачет").

Количество информации, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, определяется из решения уравнения Формулы Хартли:

N = 2i

где N - количество возможных информационных сообщений,
I - количество информации, которое несет одно полученное сообщение.
Например, сообщение об отметке за экзамен (из 4 возможных вариантов - "5", "4", "3" или "2") уменьшает неопределенность в 4 раза, поэтому узнав о полученной отметке, мы получили 2 бита информации.
Т.о., чем более неопределенна первоначальная ситуация, тем больше информации мы получим при получении информационного сообщения.
 
Задания:
Если известно, что узнав номер квартиры в которой живет человек, вы получили 6 бит информации, то можно определить, что в доме 64 квартиры (26 = 64).
Сообщение о том в каком ряду и на каком месте находится зритель в театре, если всего 8 рядов по 16 мест, несет 7 бит информации (8*16=128=27, I = 7 бит).
В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете?

Решение: Поскольку книга равновероятно может оказаться на любой из полок, то количество информации определяется по формуле: 2I=N, где I – количество информации, N=16*8=128 – количество полок. Отсюда: 2I=128, I=7 бит. 

 
Тест для самопроверки
 
Литература:
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Угринович Н. М: БИНОМ. Лаборатория знаний - 2010 г.

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю.  М: БИНОМ. Лаборатория знаний - 2011 г.

 
Internet-ресурсы:
маркированный список http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d - Алфавитный подход к измерению информации
маркированный список http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36 - Вычисление количества информации: алфавитный подход
маркированный список http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8b726485-cd5e-40ed-b21a-3db5d5d5f54b - Вычисление количества информации: смысловой подход
маркированный список http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b7753262-65bc-49f7-acd7-987a118ce971/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=catalog&class[]=50&class[]=51&subject=19 - Измерение количества информации: информация как мера уменьшения неопределенности
маркированный список http://school-collection.edu.ru/catalog/res/484ad996-5cd1-4d54-9dc9-a60ed8e8fbb4 - Вычисление количества информации
маркированный список http://school-collection.edu.ru/catalog/res/572550fc-9e6c-4b45-ab87-8870fd442c74 - Измерение количества информации. Бит, байт, производные единицы
маркированный список http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ba0ca44-39e3-4b6d-8ded-d21451e59e0d - Единицы информации
маркированный список http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ac07e90-3e0c-45ce-8cce-a55af586cb6c - Количество информации в сообщении
маркированный список http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c0cef715-e578-425b-b4bc-7007f0708ef4 - Информационный объем текста
маркированный список http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642 - Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"
маркированный список http://www.5byte.ru/8/0003.php
 

Рейтинг@Mail.ru

Дистанционное обучение

5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
 

Copyright © 2011 Красакова О.Н. E-mail: krasakova@bk.ru