Урок 5. Добавление новых спрайтов

Цель: научиться удалять старые спрайты и сцены и добавлять новые, создание для них скриптов, взаимодействовать с костюмами.

Прежде всего, разберемся, хотелось бы вам, чтобы ваши проекты были интересны другим зрителям, чтобы они их хорошо оценили? Я думаю, что ответ ясен - конечно, да! Но неужели во всех сделанных ребятами работами участвует один лишь милый котенок? Несомненно, нет. Для такого случая разработчики программы ввели функцию добавления новых персонажей. А вам тоже интересно, где она находится? Тогда перемещаем свой взгляд на 3 маленькие кнопочки рядом с надписью «Новый объект» с правой стороны программы примерно посередине. Вот они:
 

 
Теперь разберемся, какие же функции несут эти кнопочки:
Первая (с изображением звезды и кисточки) позволяет нам нарисовать новый объект. Напомню: объект – это спрайт (сейчас это котик), который выполняет действия, заданные ему в скрипте, передвигаясь по холсту. Нажав на эту кнопку, перед вами откроется вот такой встроенный редактор:
 

 
Если вы обладаете достаточной фантазией и умением рисовать, эта функция поможет вам раскрыть ваш талант и разнообразить жизнь спрайта;
Вторая по счету (с изображением звездочки и папки) откроет вам путь к богатой коллекции спрайтов, составленной предусмотрительными создателями. Она поможет вам выбрать подходящий именно вашей программе уже готовый спрайт. Хотелось бы отметить, что коллекция довольно-таки широкая, но названия папок носят пока англоязычные названия. Дабы помочь вам, я постаралась перевести главные названия папок-каталогов и расположила их в иерархическом порядке – это:
  • Animals – животные;
  • Fantasy - фантазия;
  • Letters – буквы:
  • Auto – автоматически;
  • Bubbles – пузыри;
  • Circles – округленные;
  • Curly – с завитушками;
  • Digital – цифровые;
  • Funky – веселые;
  • Keys – кнопки;
  • Outline – контурный;
  • Scratch – в стиле scratch;
  • Stone – камень;
  • People – люди;
  • Things – вещи;
  • Transportation – транспорт.

Также ты можешь использовать свои объекты, загрузив их программу при помощи этого окна.

• Третья (с изображением звездочки и вопросика), если ты вдруг сомневаешься насчет выбранного объекта, поможет выбрать случайный спрайт из представленной немного раньше коллекции.

Обращаю внимание, что выбранный вами новый объект мгновенно появляется на экране. Вы можете изменить его размер, щелкнув по нему (на холсте¬) правой кнопкой мыши и выбрав действие «изменить размер объекта» и не отпуская кнопку с изображением отрезка со стрелочками в обеих сторонах, изменить размер спрайта. Эти и другие функции вы можете рассмотреть, нажав правой кнопкой мыши по объекту. По вашему усмотрению вы можете удалить ранее загруженный спрайт, щелкнув на нем (в миниатюрах) правой кнопкой мыши и выбрав действие удалить. Все загруженные вами объекты в миниатюре находятся в правой нижней области экрана. Стоит заметить, что каждый из спрайтов имеет свое меню и любому можно писать скрипты, а они будут выполнять их, в зависимости от команд, одновременно или поочередно, то есть, обычными словами, каждый из загруженных объектов будет двигаться на сцене. Перейти к меню спрайта можно, нажав на миниатюру.
Такими же легкими действиями мы научимся изменять изображение нашего холста (фона или сцены). Сделать это можно, нажав на изображение белого прямоугольника, слева от миниатюр спрайтов, под которым написано «сцена». Нажав на него, у вас автоматически откроется вкладка «фоны» в среднем столбце, вы переключитесь на меню сцены, здесь, как и в меню спрайта можно писать скрипты, перейдя в одноименную вкладку.

Итак, для изменения фона мы можем использовать три функции:

маркированный список «Рисовать» - приводит нас уже к знакомому нам графическому редактору;
маркированный список «Импорт» - предоставляет нам возможность выбрать фон из уже существующей коллекции или открыть файл, хранящийся у вас на компьютере. Здесь я опять же немного помогу вам с англоязычными названиями папок коллекции:
- Indoors – внутри помещения;
- Nature – природа;
- Outdoors – на улице;
- Sports – спортивные площадки;
- Также тут представлен фон с изображением координатных прямых x и у, который поможет вам с определением координат объекта;
маркированный список «Камера» - предлагает вам в виде фона применить фотографию, сделанную в режиме online вашей веб-камерой, если таковая имеется. Когда вы решите сделать фотографию, нажмите на кнопку с изображением фотоаппарата, мгновенно она появится в виде одного из фона. Когда все будет завершено, нажимайте кнопку «сделано» вот в таком всплывающем окне.

Если вы заметили, при добавлении нового фона появляется его миниатюра под следующим порядковым номером, каждый имеет своё название и некоторые функции, которые можно с ним сделать:
маркированный список «Редактировать» - позволяет отредактировать фон по своему желанию в графическом редакторе;
маркированный список «Копировать» - дублирует выбранный фон;
маркированный список Круглая кнопочка со знаком «крестик» удаляет фон;
маркированный список Также показывается расширение (в формате АхВ, под названием) и размер загруженного фона.

Поздравляю, теперь мы знаем все об изменении сцены и объектов.

Как я уже говорила, для сцены и для каждого из спрайтов и мы можем написать свой скрипт, и они могут одновременно действовать.

Давайте рассмотрим это на примере написания спрайта «У ручья»:

Во-первых, выберем трех спрайтов из одной тематики, у меня, например, это рыба, краб и бабочка, фон для них я тоже выбрала подходящий – ручей на фоне живой природы.

Теперь придумаем траекторию движения каждого из объектов, напоминаю, они будут двигаться одновременно и необходимо выбрать именно такую траекторию, чтобы они не пересекались. Так и я сначала примерно разметила зоны «плавания, перехода и полета».

3. А теперь, как вы поняли, мы будем писать для каждого персонажа свой скрипт. Для рыбки он будет выглядеть примерно так:

4. Для краба вот так:

5. Для бабочки вот так:

6. Осталось поставить героев в нужные места, нажать на зеленый флажок и на нашем экране заиграет анимация.
Как вы заметили, в этом анимационном примере мы использовали знания, полученные нами в прошлом уроке и в этом, от чего наша анимация становится богаче. С каждым уроком ваши знания будут увеличиваться, и в итоге вы сможете самостоятельно комбинировать собственно-придуманные проекты.
 
Видеоурок "Создание собственного спрайта" (использованы материалы сайта http://scratch.sostradanie.org)
 

Включите звук  и нажмите кнопку "Play"

 
 
Сейчас предлагаю вам такое небольшое самостоятельное упражнение.